г.Москва, ул. Зорге 18, +7(495)774-37-38

WhatsApp +7(985)774-37-38 Звоните!

   Контакты | Отзывы | Новые туры | Туры на Новый год | Мы ВКОНТАКТЕ | Мы в Twitter | Instagram
Бесплатный звонок в офис (Skype)
КОНТАКТЫ

Оплата кредитной картой

Оплата картой курьеру

125252 г.Москва, ул. Зорге, 18

+7 (495) 774-37-38
+7 (495) 795-31-91
+7 (495) 795-30-99
+7 (495) 760-42-20
 info@santour.ru
 
ГРЕЦИЯ - ЦЕНЫ - ОТЕЛИ - ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ -ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ АФИН
 
Главная / Греция / Достопримечательности /
 

Афины - это то место в Европе, где житель крупного российского города может чувствовать себя почти как дома. Антураж, разумеется, иной - Акрополь, Парфенон, другие древности... Но безумная круговерть на дорогах делает этот город родным и близким.

Приехать в Грецию и не побывать хоть раз в Афинах?!

Такое может себе позволить либо очень нелюбознательный человек, либо тот, кто по возвращении домой готов переносить кол кости своих знакомых, что, мол, «слона-то он и не приметил». Конечно же, сюда следует вы браться с любого курорта. Если же вы останови лись в роскошной Глифаде или уютном Лагонисси в предместьях столицы, то будете приезжать в Афины не раз и не два.

Парфенон — чудо древней культуры

В Афинах... ...открывается египетский зал в Археологическом музее. После пятилетнего перерыва в Национальном археологическом музее Афин открывается египетский зал. Посетители увидят более 1200 экспонатов. В музейную коллекцию вошли мумии, статуэтки, саркофаги, сосуды, предметы из гробниц, украшения - всего свыше 7 тыс. уникальных экспонатов, большая часть которых хранится в запасниках из-за нехватки площадей.

Обновленная экспозиция будет устроена по тематическому принципу: власть, религия и обряды, погре бальные обычаи и славословия, повседневная жизнь, магия и так далее. Национальный археологический музей Афин - самый большой в Греции. Его постоянную экспозицию составляют более 20 тыс. экспонатов разных эпох, причем коллекции керамики и скульптур считаются одними из самых богатых в мире. Распола гается музей в центре Афин, на улице Патиссион.

Вырвавшись из уличной суеты и взобравшись на 156-метровую скалу Акрополя, вы на время погрузитесь в древний и прекрасный час человеческой истории. Чтобы как-то осмыслить все там увиденное, присядете на ка мень, откуда будет виден весь город.

Вас будет овевать ветер, освобождая от усталости. И с позволительным в этом случае пафосом вы скажете себе: «Да это же ветер истории». Действительно, вы только что бродили по тем местам, где, по преданию, решалась судьба города, еще не имевшего тогда имени.

Было это во времена, когда боги запросто спускались на землю и на досуге даже состязались между собой в могуществе и смекалке. Вот и властелин морей и одновременно колебатель земли Посейдон, кстати, брат громовержца Зевса, поспорил со своей племянницей, соответственно дочерью Зевса, воительницей Афиной, явно не учтя, что она была еще и богиней мудрости. Кого, мол, из них выберут себе в покровители жители этого безымянного города?

Для того чтобы завоевать их расположение, Посейдон так жахнул по скале своим трезубцем, что из нее забил ис точник. Вода в нем была соленая: этот бог распоряжался ведь морской водой. А его мудрая племянница, вонзив в землю свое копье, превратила его в оливковое дерево. Соленой воды было в избытке — стоило лишь спуститься к побережью.

А вот оливки были куда нужнее. И Афина была единодушно провозглашена покровительницей города, увековечившего ее имя в своем названии. На скале в ее честь был из туфа построен храм Парфенон. Разрушенный персами, он стал эскизом возведенного на его развалинах в пятом веке до новой эры куда более величественного и бессмертного беломраморного Парфенона.

А саму ее во всем великолепии изваял ве личайший скульптор древности Фидий. 12-метровая богиня сверкала золотом, которого потребовалось более тонны. Для открытых частей тела в огромном количеcтве использовались пластины из слоновой кости. Во всем своем величии статуя на протяжении почти тысячи лет была объектом поклонения.

О том, как проходили посвященные ей празднества, можно судить по барельефам на фризе Парфенона. К. сожалению, сразу после наступления византийской эпохи памятник исчез, оставив пос ле себя лишь копии и описания современников. Собственно говоря, мы уже разглядываем Парфенон - это чудо древней культуры.

К этому моменту мы уже миновали его преддверие - величественные и неторопливые Пропилеи. Мраморные ступени, классические ко лонны с уцелевшими фризами, постаменты уничтожен ных временем и завоевателями статуй - все это, как и в древности, помогает к переходу из мира обыденности в мир возвышенного,

И сейчас, присев на камень, вы вспоминаете, как утверждались в мысли: он словно призван рассказать нам о мощи Афин, о творческом порыве, глубоких знаниях и технических возможностях людей, жив ших за два с половиной тысячелетия до нас. Возведенный по приказу просвещенного афинского военачальника Перикла, четырехугольный храм с его дорической колоннадой, несмотря на впечатляющие собственные масштабы отнюдь не подавляет.

Секрет в так называемом «золотом сечении», примененном его великими создателями: соотношение длины и ширины храма, ширины и высоты, равно как и других элементов, определялось как девять к четырем. При взгляде снизу храм не «заваливается», перспектива как бы исправляется.

Дорические колонны слегка изогнуты, незаметно наклонены внутрь здания, центральные чуть выше тех, что с краю. Откуда все эти тонкости были известны его строителям — Калликрату, Иктину, Мнесиклу, Фидию?

И как использовались эти знания архитекторами в пос ледующие века? С тех, кто склонен смотреть на живших прежде, как на невежд и неумех, при виде Парфенона вмиг слетает спесь. Этот храм, похоже, служит посланием от древних нам, сегодняшним. А ведь он давно бы уже должен был быть повержен в руины. Его переделывали в христианскую церковь.

Крестоносцы устроили здесь католический храм. В XV веке турки превратили его в мечеть, а спустя два века устроили в нем пороховой склад. Чудовищный взрыв, спровоцированный ядром, пущенным в турок враждовавшими с ними венециан цами, нанес ему тяжкие раны, которые залечивают и по сей день.

И все же храм устоял. Возможно, сказалось всемогущее заступничество самой Афины. Впрочем, и ее возможностей не хватило для того, чтобы уберечь Парфенон от действий британского посла в Оттоманской империи лорда Элджина. В начале XIX века он руководил археологической экспедицией, которая работала на Акрополе, и наиболее ценные находки без всяких смущений отправлял в Великобританию.

Все попытки греков вернуть хотя бы часть сокровищ, даже на условии, что экспозиция будет считаться филиалом Британского музея, разбились о непреклонность Лондона, и слышать не желающего о подобной реституции. Если бы не английский лорд, экспозиция расположенного неподалеку Музея Акрополя, могла бы быть куда богаче. Хотя и сейчас по представленным в ней многочисленным каменным изваяниям, не всегда целым кариатидам и фрагментам роскошного фриза, можно судить об изяществе интерьера Парфенона.

В окружении этих прекрасных скульптур может вспом ниться история с прославленным мастером резца тех времен Поликлетом. «Отцы города» заказали ему вы сечь некую статую и придирчиво следили чуть ли не за каждым его движением, то и дело давая указания, что именно ему следует подправить.

В назначенный срок он представил не одну, а две похожие фигуры. Заказчики с гневом отвергли одну и пришли в восторг от второй. Ту, которая вам понравилась, сказал в ответ ваятель, высек я, а другую сделали вы. Оказалось, что по ночам Поликлет работал над тем же заказом, но следовал собственному вкусу.

К счастью, по большей части, ваятели и зодчие в Элладе пользовались достаточной свободой творчества. К слову, в Музее Акрополя существует любопытный запрет: нельзя фотографировать посетителей.

И если вы попытаетесь навести объектив на собственную супругу на фоне мраморных изваяний, тут же возникнет служитель, чтобы напомнить о запрете. Причем даже если вы скажете, что фотографируете собственную супругу, вам будет указано, что и она — посетитель музея.

И против этого вам нечего будет возразить...

Конечно, вы еще долго будете бродить по Акрополю. Подойдете к месту спора изобретательной Афины с прямолинейным Посейдоном. Там, вскоре после возведения Парфенона, также из белого мрамора воздвигли храм Эрехтейон. Он сильно поврежден, но сохранившиеся стены, портик и кариатиды позволят воображению восстано вить его изначально величественный облик.

Названный именем царя Афин Эрехтея, храм все же был посвящен Афине и Посейдону. С последним древние вовсе нехотели ссориться и записали и его в свои покровители, поскольку среди них было немало моряков и купцов, плавающих за товарами. Хотя к Афине здесь относились все-таки с боль шим пиететом.

В храме нашлось место и для святилища, в центре которого был источник — дань властелину морей. А у западного фасада в окружении четырех ионических колонн долгие годы тщательно сохранялось священное оливковое дерево — в честь главной покровительницы Афин. Там и теперь растет молодая маслина...

Вы не минуете возвышающийся на небольшом плато игрушечный в сравнении с Парфеноном храм Афины Ники. Древние греки поклонялись здесь одновременно и своей главной покровительнице, и особому божеству по имени Ника. Она ассоциировалась с победой и изображалась с крыльями за спиной. Более поздние изва яния запечатлевают ее уже без крыльев — так афиняне убеждали себя, что теперь-то уж богиня победы от них не улетит.

В глазах многих Афина и Ника вообще как бы слились в нечто единое. Похоже, что и сам храм оставал ся под сенью обеих богинь. Построенный из традиционного белого мрамора зодчим Калликратом в пятом веке до новой эры, он простоял вплоть до конца XVII века, когда был разобран на блоки османскими воинами.

Тем понадобился материал для создания защитных укреплений на пути к вершине Акрополя. Однако спустя полтора столетия после «клинической смерти» храма археологи откопали составные части, а специалисты по архитектуре и истории воссоздали его изначальный ионический облик.

К этому месту стоит подойти еще и потому, что здесь произошло событие, давшее имя, возможно, са мому прославленному морю древней истории — Эгейскому.

Именно отсюда бросился вниз афинский царь, увидев корабль своего сына Тесея, возвращавшегося после схватки с Минотавром под черными парусами. Белые паруса означали победу Тесея, черные - его смерть. Тесей же, справившись с ужасным чудовищем, не смог противостоять богу Дионису, которому приглянулась его любимая Ариадна.

В расстроенных чувствах он и думать забыл о смене парусов. В итоге он лишился отца, унаследовал его власть над Афинами, где снискал уважение своим умом и справедливостью.

А в память о его отце, носившего имя Эгей, море стало зваться Эгейским. Вы еще долго будете восхищаться талантами живших здесь когда-то людей и вспоминать обрывки легенд обещая себе освежить их в памяти. И вам уже не будут представляться высокопарными, как это казалось до встречи с Акрополем, строки Дмитрия Мережковского:

Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень.
Что пены волн морских белее,
Когда, священный Парфенон,
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн,
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской...

К этому моменту вы уже давно бросите попытки от делять истинную историю от вымышленной. Одну от другой отличить трудно. Да и стоит ли? Окончательно утвердившись в этом и еще раз умозрительно перелис тав увиденное, вы понимаете: время расставаться с этим немыслимым великолепием.

То есть пора подниматься с вашего камня, нависающего над Афинами, и спускаться вниз, в прямом смысле с горних высей в суматоху и кутерьму четырехмиллионного города. Последнее слово Сократа К счастью, в нем еще немало островков той ушед шей эпохи - золотого века человечества. И важнейшие примыкают к подножью Акрополя.

Спускаясь с холма, вы минуете грандиозный, вмещавший до 17 тысяч зри телей подковообразный театр Диониса. По сути, этот белокаменный амфитеатр — место рождения театра как искусства. Культовые мистерии, прославляющие бога Диониса, постепенно, с появлением помимо хора и не коего солиста, а затем двух и трех, трансформировались к пятому веку до нашей эры в представления. Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан — вот первые авторы первых трагедий, драм и комедий.

На некоторых мраморных сидениях можно разобрать высеченные имена облада телей «постоянных абонементов». Неподалеку вас ожидает Агора, даже две — древнегреческая и римская. Древнегреческая Агора, то есть площадь народных собраний, была эпицентром и торговой, и политической, и культурной, и религиозной жиз ни афинян. Сюда приходили и купить, и продать товар. И по делам - благо тут размещались городские учреждения, но чаще всего для того, чтобы просто пообщать ся, посудачить о последних новостях, перемыть косточки знакомым, покритиковать правителей.

Археологи утверждают, что первые поселения тут появились за тридцать веков до новой эры. Та Агора, памятники которой открыты вам сейчас, относится к шестому или пятому веку до новой эры. Лучше всего сохранился храм Гефеста и Афины, он же Тесейон, то есть посвященный блистательным подвигам Тесея, победителя Мино тавра и прочей нечисти. Действительно, скульптурный декор повествовал о его деяниях. Однако официально храм был воздвигнут в честь покровительствовавшего кузнецам и другим ремесленникам бога Гефеста и одно временно, конечно, Афины, главной покровительницы города. Ремесленники, устраивавшие свои торговые ряды неподалеку, стремились как можно ближе жаться к его стенам. Сверстник Парфенона и внешне похожий на его близкого родственника Тесейон оказался более везучим и сохранился лучше всех остальных древнегреческих па мятников.

И теперь знатоки въедливо выискивают ионические детали в его дорической архитектуре. А вы будете еще долго бродить среди древних камней. Постоите возле руин двух портиков — Царского и Пикили (Пестрого). В первом была резиденция правителя и совета старейшин. А название второго связано с тем, что его стены пестре ли бесчисленными фресками, рас сказывавшими о славных битвах.

В нем часто собирались для бесед философы. А поскольку по-гречес ки «портик» — «стоя», то и философов, среди которых верховодил прибывший с Кипра Зенон, стали именовать «стоиками из портика». А учение Зенона — «стоицизмом». Другой философ неподалеку отсюда в конце четвертого века до новой эры вел свою последнюю дискуссию с оппонентами — членами Ареопага.

Беда была в том, что оппоненты могли подводить итог в споре, поскольку являлись вершителями правосудия. Философа звали Сократ, а обвинялся он, в частности, в «развращении молодежи».

Все его доводы, что он лишь «задает вопросы» и учит молодых искать на них ответы и самим задаваться вопросами о добре и зле, не нашли понимания у судей. Совершенно же взбесил ответ на их предложение выбрать для себя наказание в виде «достаточного штрафа». Как утверждается, ответ Сократа был таким: «Как же я могу предлагать себе наказание, если считаю, что ни в чем не виноват?

Я даже думаю, что полезен государству тем, что разговорами своими не даю вашим умам впасть в спячку и тревожу их, как овод тревожит зажиревшего коня. Поэтому я бы назначил себе не наказание, а награду - ну, например, обед за казенный счет, потому что я ведь человек бедный».

Получавшие такие обеды члены Ареопага не простили издевки и приговорили философа к смерти.

Докажи, что ты не верблюд

Все это происходило вот здесь, где вы остановились в задумчивости. Ведь чуть поодаль, на небольшом холме примерно в те же времена с изящной мраморной трибуны выступали политические де ятели и ораторы, предлагавшие и обсуждавшие законы.

Собравшаяся толпа слушателей встречала их одобрением или осуждением, а желающие позже также высказы вали свое мнение. Здесь собира лось до десяти тысяч афинян, так что место это получило прозвище Пникс — «давка».

А что же история с Сократом? Возможно, он перешел невидимые границы, установленные правителями для любых дискуссий. Что же касается Римской Агоры, расположенной чуть в стороне, то представление об ее величии и грандиозности дает библиотека Адриана. Построенная этим римским императором в 132 году, она впечатляет и своими размерами, и архитектурой.

В отличие от своих предшественников — персов, также завоевывавших Афины, римляне куда больше строили, нежели разрушали. Хотя в последнем случае, скорее, разбирали некоторые сооружения, чтобы их частями, в первую очередь колоннами, украсить Рим. О масштабах возведенной большим ценителем ан тичности Адрианом библиотеки говорит то, что даже сохранившаяся часть книгохранилища сегодня зани мает городской квартал. А если подумать, какие там были читатели...

Римский император еще немало построил в городе. Но главное - он довел до конца на чатое за шесть с половиной веков до того возведение гигантского дорического храма Зевса Олимпийского. Благодарные афиняне в ответ воздвигли в честь кесаря памятник в виде арки, так по сей день и зовущейся аркой Адриана. Она сохранилась не в пример лучше храма Зевса, от которого уцелели лишь некоторые колонны. Арка же, изначально торжественно предве щавшая, что вы подходите к районам, построенным римским императором, одной своей стороной извещала: «это Афины, древний город Тесея». Для путника, проходящего в нее со стороны более старой части города, значилось: «это город не Тесея, а Адриана». ...Итак, у вас состоялось первое, и довольно беглое, знакомство с древними Афинами.

Но история города продолжалась. Поэтому есть Афины византийские - в XI и XII веках в городе было построено немало замеча тельных церквей.

Есть, наконец, Афины современные. С насыщенной культурной жизнью, с замечательными музеями, с разнообразным шопингом, с ресторанами на все вкусы и бурной вечерней жизнью. С этим всем тоже стоит познакомиться. Лучше всего прямо на месте. И не стоит смущаться, если вас будет раздражать и даже шокировать несоответствие высочайших достижений человеческого духа и таланта, с одной стороны, и вся эта суматоха и суета вокруг вас. Ведь еще в незапамят ные времена наблюдательный автор одной из греческих комедий заметил: «Да ты чурбан, коли Афин не видывал; осел - коли, увидев, не пришел в восторг; верблюд - коли покинул их, не жалуясь». Каждому ли удается доказать, что он не верблюд?

Текст: Владимир Житомирский Фото: Владимир Савельев I iStockfoto, журнал SEAVIEW

По информации www.santour.ru






Яндекс.Метрика