Искусство классицизма во Франции

Искусство классицизма во Франции
Искусство классицизма во Франции

Нормативный стиль классицизма возник первоначально в живописи, обретя канонические черты к 30-м гг. XVII столетия, в архитекту ре он проявился лишь в 50-60-е гг. Свое название новое направление получило благодаря подражанию классике. Распространению гражданских классических идеалов способствовали усиление абсолютной монархической власти, возникновение рациональной философии Декарта, научный интерес к природе. Новые веяния проявились в первую очередь во Франции. Искусство XVII в. опиралось не на примеры античности, а на формы и принципы эпохи Возрождения. В отличие от барокко, рассчитанного на эмоциональное восприятие, классицизм апеллировал к разуму.

Cтена любви в Париже

Эмоциональному, интуитивному порыву классицизм противопоставляет рассудочную, выверенную по образцу, основанную на тонком расчете живопись. Ценится логическое развертывание сюжета, ясная, уравновешенная композиция, четкая передача объема, чистый звучный цвет. Художники-классицисты обращаются к торжественным, героическим мотивам из античной мифологии и истории. Классицизм выработал два типа героя: 1) живущий в гармонии с природой идиллический персонаж (тип античного пасту шка): 2) .мужественная личность, жертвующая собой ради отечества, чести своей семьи, ради высших идеалов (возвышенный образ борца за справедливость). Построение композиции классицистического полотна подчинено строгим правилам и напоминает поставленное режиссером сценическое представление. Главные герои помещены в центре картины и выделены яркими цветами одежд, в то время как остальные персонажи написаны сдержанными цветами. Свет падает на центральные фигуры, словно луч театрального прожектора выхватывает из тьмы сценического пространства актеров, исполняющих главные роли.

Эйфелева башня: символ Франции

Движения и позы героев также театральны, эффектны, наполнены пафосом. Обязательным является кулисное обрамление композиции, когда боковые части и задний план (опять же по подобию театральной сцены) обрамлены изображением архитекту рных строений или густых зарослей, темных деревьев, ограничивающих пространство произведения и не позволяющих взору устремиться за пределы картины. Обязательным является четкое деление на планы, каждый с соответствующим колоритом. Ближний к зрителю план пишется в теплых коричневых тонах, следующий — в зеленых, последний — третий — строится на прозрачных голубых оттенках. Такое деление должно было создать у зрителя ощущение воздушной перспективы, то есть глубины, и подчеркнуть четку ю структуру композиции. Культ рациональности, рассудочный подход, догматическое следование установленным образцам неизбежно должны были превратить живопись классицизма в строго канонизированную, академическу ю систему, характеризующуюся холодностью, неподвижностью, схематичностью. Можно назвать лишь немногих художников, сохранивших равновесие между вдохновением и строгой продуманностью каждой детали в изображении. Самым крупным живописцем классицизма стал французский художник Никола Пуссен (1594-1665). Картины раннего периода, отличавшиеся красочным многообразием, уступают место рассудочной, отвлеченной колористической гамме, разворачивающейся от коричневых землистых тонов первого плана к прозрачной голубизне далей.

Лувр и окрестности

Манера письма становится более гладкой и тщательной. Начальный период связан с пребыванием в Риме. В идиллических сценах на фоне безмятежного пейзажа даже трагические события выглядят как закономерные проявления жизни. Человек должен встретить их во всеоружии разума. Свет выхватывает отдельные части композиции, оставляя в тени другие — менее значимые. Жесты героев порывисты, вписаны в заранее определенные схемы. Переехав в 40-е гг. в Париж, ко двору, Пуссен пишет парадные, торжественные полотна. Многофигурные композиции, основанные на строгом ритме, чеканности форм, утрачивают живость и непосредственность идиллических римских пейзажей. Стремление подчинить творческие устремления сознательно поставленным целям привносит в живопись холодную торжественность, даже напыщенность. Эта общая тенденция театрализации, нормативности иску сства нашла отражение в творчестве всех французских мастеров. В рамках фраш(узского классицизма возник новый жанр — парадный портрет. Художниках! большего таланта, таким как

Шарль Лебрен, ученик Пуссена, живописец короля, удается при торжественной репрезентации знатных особ передать точные индивидуальные характеристики, но, как правило, целью художника является отразить высокий статус модели, подчеркивая роскошь одежд, богатый антураж. Лебрен пишет короля Людовика в парадном облачении, со всеми регалиями — знаками власти. Фигура в парадном портрете чаще всего изображается в полный рост, раку рс выбран так, чтобы мы взглянули на модель снизу вверх. Иногда в жанре сочетаются стиль классицизма с витиеватостью барокко, проявляющегося в пышности и обилии деталей, манерности жестов, поворотов. Художника интересует исключительно внешний эффект, но не вну тренний мир, не психологическая характеристика и чу вства героя. Королевскому двору требовался не только свой живописец, но и архитектор, и скульптор, прославляющие, каждый своими средствами, монархию. В рамках классицизма возник новый тип дворцово-паркового ансамбля с подчеркнутой ясностью планировки самого сооружения и прилегающей зеленой территории. Парк с симметричными, прямыми дорожками, партерными газонами с низкими цветными растениями, образующими четкий орнамент, с выстриженными в виде геометрических объемов купами деревьев и кустарниками в форме кубов, пирамид, шаров получил название францу зского, или регулярного.

10 вещей, которые надо сделать в Париже

Первым регулярным парком, воплотившим царство логики и порядка, стал комплекс Во-ле-Внконт (1657-1661), созданный по единому замыслу архитектором Луи Лево для министра финансов Фуке. Сдержанный фасад замка, разбитого среди каналов на выровненных террасах, доминировал над окружающим пространством. В свою очередь, любой утолок парковой зоны легко просматривазся из окон соору жения. Этот же принцип был применен Лево при строительстве летней резиденции короля в западном пригороде Парижа — Версальском дворце. Первые постройки появились в Версале при Людовике XIII: в 1624 г. был построен охотничий домик короля и служебные дополнительные сооружения. Позже по заказу Людовика XIV, не потерпевшего, что замок Во-ле-Виконт превосходит в роскоши королевские покои (за что Фуке был разжалован), в Версале возводится большой дворец (1661-1700). К первоначальному П-образному зданию архитектор Ардуэн-Мансар пристроил боковые флигели и оформил планировку первого этажа в виде анфилады — нанизанных на одну ось сквозных залов. Центральными помещениями, к которым с двух сторон примыкали анфилады комнат, стали оформленные с особой пышностью Зеркальная галерея с 17 большими окнами и таким же числом зеркал на противоположной стороне (что зрительно увеличивало внутреннее пространство) и торжественный Зал войны и мира, где находились парадные портреты короля. Стройный композиционный замысел ансамбля предполагал грандиозные инженерные работы: осушить и выровнять площадку под строительство, проложить дороги, подвести воду к бассейнам, устроить гидравлические механизмы для фонтанов.

О, Париж!

Не меньшее внимание уделялось искусству оформления газонов. Садовник короля А. Ленотр и 1000 штатных подчиненных высаживали растения на клумбы в виде изысканных орнаментальных узоров; подстригали кусты, придавая им геометрически четку ю форму, следили за дорожками парка. Посыпанные гравием дорожки спускались тремя прямыми лучами к фонтанам с барочными скульптурами и вели к Большому каналу, расположенному почти на горизонте, если смотреть на него со стороны дворца. Людовик XIV любовался закатом солнца, опу скающегося в воды Большого канала, из окон своей спальни, расположенной на третьем этаже. Так утверждался новый стиль жизни, полной роскоши, изящества, стиль, воплощавший идею неограниченной власти монарха. В строгой и чистой простоте форм, четкой геометричности объемов воспроизводится античное понимание красоты, основанное на симметрии, упорядоченности, чу встве меры.

В облике дворца отчетливо читается идея разума как организующего принципа в природе и человеческом мире. Архитекторы дворца сумели добиться довольно динамичного ощущения: строгость ордера не кажется скучной благодаря членению фасада. Выступающие простенки, меняющийся ритм колонн, создают смену впечатлений. Кроме того, классицистические формы здания сочетаются с барочными скульптурами и роскошным внутренним убранством, благодаря чему исчезает схематичность и су хость, казалось бы, неизбежные при четких геометрических формах сооружения. Архитектура классицизма XVIII столетия развивается, с одной стороны, в поисках более монументального и величественного стиля. Торжественные и немного громоздкие формы ко времени наполеоновских завоеваний превратились в застывшие и тяжеловесные, получив название «ампир» (фр. empire — империя). Примером монументальной постройки XVIII в. можно назвать церковь святой Женевьевы Жака Жермена Суффло. Крестово-купольное сооружение с колоннами по внешнему периметру, не нарушающими четких архитекту рных линий, позже было приспособлено для погребения знаменитых людей и получило название «Пантеон».

С другой стороны, на смену пышной помпезности дворцовых построек пришли изящество и гедонизм удобной архитекту ры с утонченным убранством. Такая архитектура отражала вкусы фривольной аристократии с ее стремлением к наслаждениям, изысканным вещам. Архитектор Жак Анж Габриэль строит в Версале для госпожи 11 ом паду р — фаворитки Людовика XV — не дворец, а небольшой павильон Малый Трианон. Расположенная на террасах постройка имеет неравномерное количество этажей (2 и 3) с разных сторон, что не нару шает простого ясного облика здания. Утонченный в деталях, с изысканным интерьером Трианон рассчитан на удобство и комфорт. В мебели, утвари, моде XVIII в. появился легкий и изысканный стиль рококо (от фр. rocaille — завиток раковины), полу чивший название за обилие причудливых орнаментов в виде извивающихся стеблей растений, спиралей, морских раковин.

Новые аристократические вкусы нашли отражение и в живописи. сказались и в возникновении нового вида искусства — балетного театра, происхождение которого связывают с придворными танцами, получившими распространение еще в XVII в.. Для королевских балов ставятся специальные номера с ослепительными костюмами и масками, как некогда при дворах итальянской знати эпохи Возрождения. Гротескные партии исполняли специальные профессиональные танцовщики — баладены. Людовик XIV в 1662 г. утвердил Академию танца что повлияло на весь этикет: изысканные манеры, осанка, плавная походка размеренным шагом. Постепенно балет из танцевального зала переместился на сцену театра и к середине XVIII в. превратился в самостоятельное искусство. Если раньше танцевальные номера вставлялись в оперный спектакль, не будучи даже связанными сюжетно с музыкальной драмой, то теперь на многих сценах мира показывали целые спектакли средствами одной только хореографии. Самостоятельным драмату ргическим действом с завязкой, коллизией, развязкой (на сюжеты античности) были балеты танцовщика и хореографа Гаэтано Вестриса на музыку Люлли «Фетида и 11елей» (1754), «Медея и Ясон» (на музыку Ла Борда, 1770).

Основателем современного искусства балета по праву можно считать Жан-Жоржа Новерра (1727-1810), создателя формы многоактного балета с драматическим содержанием, разработанной режиссурой, в которой целое зависит от каждой отдельной подробности. Перестав быть дополнением к оперному действию, отныне хореографические номера становятся самостоятельным спектаклем, причем не пу стым и пышным развлечением, а серьезным смысловым представлением. В постановке балетов Новерр руководствуется принципами живописного искусства: отказывается от симметрии, фронтальности танцевальных па солистов и кордебалета, предпочитая свободное расположение актеров по всей сцене, подчиняя их общему рисунку танца, колориту', композиции групп, как это делал бы художник в картине.

С именем Новерра связано понятие «действенный балет» — развернутое драматическое сюжетное действие с яркими характерами, страстями. Музыка должна соответствовать каждой ситуации, поэтому балетмейстер заказывает композитору определенные темы, намечает последовательность их развития. От актеров балетного театра Новерр потребовал естественных жестов, характерной мимики («играть лицом»). Под воздействием идей просветителей Новерр призывал к высокой духовности хореографического зрелища к глубокому содержанию, в котором раскрывались бы глубокие чувства героев, преподносились бы уроки нравственности и долга. Из-за консерватизма парижского театра свои реформы балетмейстер смог осуществить на иностранной сцене: характерный балет «Ревность в серале» (предположительно на музыку Ф. Гарнье) он поставил в Лионе (1757); античные мотивы «Парис и Елена» и «Орфей и Эвридика» (на музыку К. Глюка) воплотил на сцене венского театра (1767-1770). В 1776 г. Новерр получил пост главного балетмейстера Королевской академии музыки в Париже, но действенный балет не был принят Королевским театром, поэтому Новерр уехал работать в Лондон. Не сумев осуществить преобразования балетного театра на парижской сцене, Новерр изложил принципы действенного танца в книге «Письма о танце и балетах» (1760). Теоретическое осмысление правил и законов искусства — характерная черта XVIII в.


Онлайн-бронирование туров во Францию


Отели Франции Туры и цены во Францию Достопримечательности Франции Disneyland Paris Resort Горнолыжный курорт Куршевель Новогодний тур во Францию


Опубликовано 30 Mar 2018 11:32 am

Добро пожаловать !

САН-ТУР
предлагает Авторские туры по всему миру!

Огромный выбор уникальных и индивидуальных путешествий
представлен на сайте:
VIP-туры, SPA-туры, свадебные церемонии, туры на Формулу 1, организация корпоративных поездок, семинаров, конференций по всему миру; тематичесиий отдых для взрослых, морские и речные круизы, туры выходного дня, романтический отдых, путешествия по России, Новогодние туры; пляжный, эксурсионный, семейный и детский отдых.

Аренда
автомобилей по всему миру, яхт, островов, самолетов, вертолетов
.

Организация
охоты, рыбалки
.

Обращаясь в компанию
САН-ТУР
Вы осуществите свои мечты!!!

Многие наши клиенты рекомендовали нас своим друзьям
и близким в качестве надежного партнера по выбору отдыха
и поддержке во время путешествий.

Мы заботимся о каждом нашем клиенте и обеспечиваем поддержку
в любой точке земного шара.

ООО САН-ТУР
125252 г. Москва, ул. Зорге, д. 18

Контакты

Email:
info@santour.ru
т. +7 (985) 774-37-38
+7 (495) 774-37-38
WhatsApp + 7 (985) 774-37-38
Часы работы офиса

Пн - Пт: 10:00 - 19:00
Сб: 10:00 - 17:00



Согласие на обработку персональных данных

Все материалы и цены размещенные на сайте, носят информационно-справочный характер и не являются публичной офертой.

Все фотографии и видео найдены в сети интернет в свободном доступе из открытых источников и носят исключительно иллюстративный характер.

© Copyright 2024 Santour


џндекс.Њетрика

Top.Mail.Ru