Архитектурные ансамбли классической Греции

Архитектурные ансамбли классической Греции
Архитектурные ансамбли классической Греции

Туры в Грецию

Большинство греческих архитектурных ансамблей, связанных с возведением святилищ, не укладывается в хронологические рамки той или иной эпохи.

Но сам принцип строительства вместо отдельно стоящего на возвышении храма группы связанных в один комплекс сооружений получил распространение именно в классическую эпоху.

К тому же именно в ансамблевых постройках со всей очевидностью проявилось отношение человека к окружающему миру.

Сам тип храма, в котором стена заменена колоннадой, свидетельствует о связи внутреннего и внешнего пространства.

Храм дом бога на земле
не закрыт от окружающей действительности, не выпадает из реального существования. Для греков, божества которых являются воплощением природных стихий, подобное устройство приобретает особую значимость.

#турывгрецию#роскошныйотдыхвгреции#нудистскиетурывгреции#отдыхвгреции#роскошныеотеливгреции#греция#лучшиеотелигреции#сантур#пляжныйотдыхвгреции#туры

Религиозная сфера бытия не противопоставлена мирской жизни. Уже поднявшись на ступени храма, находясь среди колонн, человек мог созерцать окружающий пейзаж, ощущать свою связь с миром и богами, не будучи при этом выключенным из жизни реальной. При возведении построек греки старались не нарушать природную среду, не производили преобразований ландшафта. Греческие зодчие так ставили храм, что он органично вписывался в окружающий пейзаж, более того, природные образования (скальные выступы, навесы, склоны, каменные глыбы) становились частью художественного образа. 11римером такого строительства является возведенный на склоне горы комплекс святилищ в Дельфах. Двигаясь к центральному' святилищу Аполлона, посетители поднимались по извилистой дороге от террасы к террасе, проходя мимо храма Афины, гимназия, многочисленных сокровищниц, построенных жителями разных областей Греции, достигали центрального храма, за которым находились театр и стадион.

Постройки располагались в свободном живописном порядке. Они словно вырастали из самой природы. На нижней террасе раскинулось святилище Афины, включающее древний периптер храм самой богини (VI в. до н. э.), несколько дорических сокровищниц, вплотную примыкающих друг к другу и круглый храм (толос), обнесенный колоннами (V в. до н. э.). Кроме его необычной формы новым приемом является использование в одном сооружении двух ордеров. Колонны вокруг наоса помещения для статуи божества дорические. Внутри наоса использованы коринфские колонны, происхождение которых приписывается скульптору Каллимаху жителю славящегося богатством и роскошью Коринфа. Это самый нарядный греческий ордер, в котором скульптурная капитель стройной колонны напоминает роскошную корзину с цветами, увиту ю листьями и гроздьями винограда. Выше святилища Афины находился гимнасий, располагавшийся на двух террасах горы. Подобное учреждение было обязательным для каждого греческого полиса. В гимнасиях получали образование мальчики и юноши, занятия с которыми проводили в форме бесед ученые и философы. Большое внимание уделялось физическим упражнениям, для чего предназначались открытые площадки и дорожки гимнасия.

К ним примыкали крытые галереи для отдыха атлетов, круглый бассейн 10 м в диаметре. На верхней террасе находился стадион, вдоль которого тянулся крытый портик прогулочная галерея на колоннах. Далее дорога вела к священному источнику, а от него к святилищу Аполлона. Вдоль дороги по обе стороны находились приношения от общин и отдельных граждан в виде статуй; небольшие сокровищницы с дарами, возведенные беотийцами, афинянами, эолийцами, фиванцами и т. д. Сокровищницы, возникающие перед взором поднимавшегося по священной дороге паломника, хотя и построенные в одном ордере, не вызывали ощущения однообразия. Тропа, поднимаясь по крутому склону горы, иногда резко поворачивает, что дает возможность взглянуть на постройки то с одной стороны, то с другой. Изменение ракурса, фона, постоянно меняющаяся общая картина позволят воспринимать комплекс как разворачивающееся представление, героями которого выступают архитектурные сооружения. Если учесть, что на фризах храмов, между колоннами находились скульптуры, изображающие Афину, Геру, Геракла, Гермеса, а также посетитель всюду встречал отдельно стоящие статуи героев, то аналогия с представлением находит полное оправдание. Храм Аполлона (VI в до н. э.) стоит в центре святилища на специально возведенной подпорной стене. Дорический периптер подчеркивает своей строгостью и сдержанностью изящество небольших сокровищниц, окружавших храм.

Как и в большинстве других храмов, колонны сложены из цилиндрических блоков, называемых барабанами, скрепленных свинцовыми штырями. Барабаны подгонялись настолько плотно, что швы между ними не были заметны. Вертикальные желобки вдоль ствола колонны лишали ее приземистости. Сама колонна не только сужалась кверху, но имела несколько криволинейный силуэт, сужавшийся и снизу, что создавало ощущение упругости, лишало тяжеловесности. Центром дельфийского храма был не наос, а находящееся позади него помещение (адитон), где свершалось таинство оракула (предсказания). Предполагается, что в скалистом полу адитона находилась расщелина, из которой поднимались дурманящие газы, благодаря которым жрица пифия впадала в транс и в таком состоянии высказывала прорицание. Затем жрецы давали толкование речам пифии. Получить предсказание оракула в Дельфах стремились не только жители Греции, приезжали желающие услышать прорицание из Малой Азии, Египта, Крита. Логическим завершением ансамбля стал расположенный выше храма Аполлона театр (IV в. до н. э.), построенный по канону сооружений данного типа, возникшему в конце архаического периода. Как все греческие театры, он расположен на естественном склоне холма, на котором размещены скамьи для зрителей. Вырубленные прямо в скальной породе, зрительские места спускаются полукружиями, образу я подкову', так называемый театрон. Полукруг первых рядов тсатрона обрамляет вымощенную плитами известняка полукруглую площадку орхестру: на ней находился хор. Замыкает орхестру невысокая площадка для игры актеров скена. Актеры носили в руках большие маски с условным обозначением эмоций, индивидуальная мимика еще не входила в арсенал художественных приемов игры. Хор произносил реплики и объяснял действие сюжета. Окружающий пейзаж воспринимался как декорация. Великолепная акустика греческих театров (в Эпидавре, в Афинах) всегда вызывала удивление исследователей. Предполагается, что

зодчие, чтобы добиться эффекта, учитывали розу ветров, угол наклона холма, на котором находился театрон, радиус рядов тсатрона, профиль скамей и другие факторы. Театральные представления Греции ведут свое происхождение от мистериальных празднеств в честь богов. По преданию, религиозно-культовая драма приобретает характер театрального драматического зрелища, когда в 534 г. до н. э. тиран Писистрат сделал культ Диониса государственным и пригласил в Афины для проведения мистерий Великих Дионисий драмату рга Феспида. С тех пор помимо торжественных процессий в честь бога, выступления хоров, исполняющих дифирамбы (гимны в честь Диониса), в празднество включены состязания трагических и комических поэтов. Древнегреческая драма возникла как трагедия (от греч. tragodia песнь козлов), то есть козлоногих сатиров, спутников Диониса. В Дельфах издревле наряду с Аполлоном почитали Диониса, как божество, связанное со стихийными силами земли. Народный культ Диониса противостоял аристократическому культу Аполлона. Здесь и представления в честь солнечного упорядоченного бога тоже послужили развитию театральной драмы и музыкальных представлений. В 590 г. до н. э. в Дельфах были учреждены Пифийскис торжества. До этого проводились выступления певцов, исполнявших под аккомпанемент кифар (струнный щипковый инструмент) гимны в честь Аполлона пеаны. Теперь кроме кифаредов выступали флейтисты, проводились состязания гимнастов и колесничие бега. Для этого был построен стадион. Пифийскис игры начиная с 582 г. до н. э. проводились в Дельфах регулярно раз в четыре года. Если в Пифийском празднике ценилась победа в музыкальном конкурсе, а спортивные состязания имели второстепенное значение, участники олимпийских игр добивались победы в атлетических соревнованиях. Вообще спортивные состязания в честь богов были довольно распространены в древней Греции: Истмийские игры неподалеку от Коринфского залива устраивались в почитание Посейдона, Зевсу посвящены были Немейские игры в Арголиде и соревнования, устраиваемые с 776 г. до н. э. в святилище Олимпии. Они проводились каждые четыре года в период, указанный жрецами. Те определяли пять дней, падающие на полнолуние между 27 июля и 27 сентября.

В Олимпии наряду с мужскими состязаниями устраивались игры в честь Геры (герайя), в них участвовали женщины-спортсменки. Культ состоял из состязаний, перемежающихся с религиозными обрядами. Поэтому ансамбль в Олимпии включал храмовые сооружения (храмы Зевса, Геры, сокровищницы) и спортивные (стадион, ипподром, гимнасий и палестру площадку для упражнений). Хорошо сохранилась часть трибун стадиона, вмещавшего 45 тысяч зрителей, стартовая мраморная линия и площадка, длиной 212, 54 м и шириной 28,87 м. Как и в Дельфах, все постройки расположены достаточно свободно, подчиняясь естественному ландшафту; что создает общее живописное решение ансамбля. Рядом со старейшим храмом Геры расположены постройки разного времени: священный алтарь Зевса (VI в. до н. э.), крытый портик и трибуны стадиона (V-IV в. до н. э.), пританейон (VI в. до н. э.) здание для служителей святилища со специальным помещением, в котором горел священный огонь. Вдоль северной стороны святилища на выровненной террасе расположились святилища в виде небольших храмиков, построенные на средства городов-полисов в качестве дарохранительниц, где содержались приношения Зевсу. Сооружения сокровищниц очень плохо сохранились, от них дошли лишь остатки фундаментов. В классическую эпоху центральной постройкой святилища становится храм Зевса, построенный архитектором Либоном в 468-456 гг. до н. э. Это был классический дорический периптер с гармоничным соотношением колонн (6:13). Пропорции сооружения отличались строгостью и ясностью. Но храм не кажется тяжеловесным, какими выглядели архаические постройки, потому что в нем применена упомяну тая выше система оптических поправок с незначительными отклонениями от правил симметрии и канонов арифметических соотношений с целью придать зданию ощущение живой, упругой силы.

Греческие мастера довольно рано поняли, что догматичное следование канону привносит в искусство мертвенность и лишает его жизненной красоты. К тому же храм, как и прочие классические постройки, был окрашен. Предположительно, делалось это ради того, чтобы все архитектурные членения конструкции четко прочитывались на расстоянии. Вертикальные части конструкции имели красный цвет, горизонтальные детали окрашивались в синий цвет. Окраску имела и скульптура храма, что придавало постройке дополнительную легкость, скрадывая тяжелые пропорции дорических колонн. Вообще о скульптуре храма Зевса в Олимпии стоит сказать отдельно. По преданию, двадцатью годами позже завершения строительства в храме вместо прежней статуи была установлена созданная Фидием из золота и слоновой кости (хризоэлефантинная техника) скульптура громовержца, восседающего патроне, обозначенная как одно из чудес света. Изображение было такой величины, что потребовало некоторой перестройки наоса. Предположительно, был возведен второй этаж галерея, колонны которого, возможно, поддерживали статую Зевса, известную только в преданиях.

Скульптуры фронтонов и фриза сохранились неплохо, сегодня они экспонируются в музее Олимпии. Центральные фигуры богов (Зевса и Аполлона), окруженных героями, стоящими и сидящими, удачно вписаны в треугольную композицию фронтона, образованную двумя скатами кровли. Скульптурные группы, хотя фигуры в них не объединены единым действием, являются достижением ранней классики. В величественном покос прямостоящей статуи скрыта готовность к действию. Фигуры не кажутся статичными и застывшими, что характерно для архаики. На фризе вдоль всего периметра изображены подвиги Геракла. И в этих сценах фигуры полны напряженной силы, готовой вырваться наружу. Упругие движения героя энергичны и точны. Сцены отделены друг от друга, представляют собой законченный рассказ. Фигуры органично заполняют квадратное поле, что придает завершенность и композиционную ясность каждому сюжету.

Застройка святилища в Олимпии продолжалась в эллинистический и римский периоды. Одной из интересных эллинистических построек является Филипейон, начатый Филипом и законченный Александром Македонским. Это сооружение возведено около 338 г. до н. э. в ознаменование того, что македоняне подавили сопротивление греков и были допущены к участию в священных играх, а также признавались эллинами. Собственно Филипейон представляет собой сокровищницу македонян, но по форме существенно отличается от традиционных прямоугольных дорических построек такого типа. Филипейон является толосом, то есть это круглый в плане храм с 18 ионическими изящными колоннами, окружающими снаружи цилиндрическое помещение, в котором стояла статуя, изображающая Филипа Македонского. В интерьере толос был украшен 9 коринфскими колоннами с богатыми скульптурными капителями. Изящная с богатым убранством постройка отражала вкусы эллинистической эпохи.

В целом же ансамбль в Олимпии продолжает развивать принципы, выработанные еще в архаической Греции, известные и строителям Дельфийского святилища: гармоничное расположение архитектурных сооружений в природном окружении, связь с ландшафтом, словно постройки естественным образом вырастают в пейзаже, ничего в нем не нарушая. Принцип ансамбля свободное расположение зданий при общей продуманности плана, так что каждое сооружение соответствует своей функции. При разнообразии размеров и применении различных ордеров соблюдается единство стиля, что проявляется в использовании ордерной конструкции, в пропорциональных отношениях, геометричности силуэтов, в принципах синтеза скульптуры и архитектуры.

Т. И. Борко
Опубликовано 16 Feb 2022 04:41 pm

Добро пожаловать !

САН-ТУР
предлагает Авторские туры по всему миру!

Огромный выбор уникальных и индивидуальных путешествий
представлен на сайте:
VIP-туры, SPA-туры, свадебные церемонии, туры на Формулу 1, организация корпоративных поездок, семинаров, конференций по всему миру; тематичесиий отдых для взрослых, морские и речные круизы, туры выходного дня, романтический отдых, путешествия по России, Новогодние туры; пляжный, эксурсионный, семейный и детский отдых.

Аренда
автомобилей по всему миру, яхт, островов, самолетов, вертолетов
.

Организация
охоты, рыбалки
.

Обращаясь в компанию
САН-ТУР
Вы осуществите свои мечты!!!

Многие наши клиенты рекомендовали нас своим друзьям
и близким в качестве надежного партнера по выбору отдыха
и поддержке во время путешествий.

Мы заботимся о каждом нашем клиенте и обеспечиваем поддержку
в любой точке земного шара.

ООО САН-ТУР
125252 г. Москва, ул. Зорге, д. 18

Контакты

Email:
info@santour.ru
т. +7 (985) 774-37-38
+7 (495) 774-37-38
WhatsApp + 7 (985) 774-37-38
Часы работы офиса

Пн - Пт: 10:00 - 19:00
Сб: 10:00 - 17:00



Согласие на обработку персональных данных

Все материалы и цены размещенные на сайте, носят информационно-справочный характер и не являются публичной офертой.

Все фотографии и видео найдены в сети интернет в свободном доступе из открытых источников и носят исключительно иллюстративный характер.

© Copyright 2024 Santour


џндекс.Њетрика

Top.Mail.Ru