Нотр-Дам и eгo ceкpeты Франция

Нотр-Дам и eгo ceкpeты Франция
Нотр-Дам и eгo ceкpeты Франция

Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame-de-Paris) поражает грандиозностью своих размеров.

#турывофранцию#notredamedeparis#отдыхвофранции#courchevel1850#элитныеотели#disneylandparis#туры#сантур#suntour

Это похоже на скалу с двумя вершинами, сильно выветренную и кружевную. Имя Виктора Гюго прочно связано с собором, который нередко называют сердцем Франции. Но собор Парижской Богоматери времен Гюго весьма отличался от того, каким он предстает теперь.

Некогда обе его массивные башни выступали из переплетения маленьких улиu. Рядом с церковью стоял монастырь Нотр-Дам, где у монахов были свои дома. Для духовенства ХХ века построили современный дом, удобный и безобразный; но если пройти по улице Шануанесс и заглянуть во дворы, то можно увидеть несколько красивых особняков, которые воскрешают прошлое.

Собор Парижской богоматери

Резные порталы, перила кованого железа уживаются с клетками для птиu и развешанным для сушки бельем. В Париже, как нигде, можно встретить сочетание суровой простоты народной жизни с изысканным аристократизмом старины. Внутри собора веет холодом от серых высоких стрельчатых сводов, едва согретых кое-где бликами от витражей, сквозь которые проникают солнечные лучи.

Статуя Богоматери в короне, готически изогнутая, выступает на фоне занавеси, где изображен герб Парижа, разделенный по горизонтали - красный и синий. Вверху - зубчатые башни, внизу - корабль, несушийся по волнам на всех парусах. Большое окно-роза, расположенное под глубокой аркой, и витражи высоких окон рассеивают свет.

Его разноцветные потоки наполняют пространство и создают ощущение торжественности и возвышенности. Здесь Генрих IV слушал свою первую обедню; Ж.Б. Боссюэ произнес надгробное слово великому полководцу принцу Конде; здесь бьm коронован Наполеон. В Лувре висит картина Ж.Л. Давида, сохранившая для потомков представление об этой необычной церемонии.

Собор Нотр-Дам навсегда связан с историей Франции. Андре Моруа написал, что самое лучшее воспоминание, которое хранит его память о Нотр-Дам,- это спектакль на паперти «Мистерия Страстей Господних». Происходил он при свете прожекторов, перед двадцатитысячной толпой парижан, внезапно перенесенных в прошлое своего города. Наивный язык, нерифмованные стихи умилявших их предков бьли те же, что пять веков назад; декорацией служил собор Нотр-Дам - свидетель этого прошлого; ангел Света со сверкающим мечом в руке появился на верхушке одной из башен." Нотр-Дам де Пари - собор Парижской Богоматери - построен на месте христианской базилики, сменившей, в свою очередь, древнеримский храм. Его строительство было предпринято епископом Морисом де Сюлли в 1163 году и началось с хоров. Весь город, от короля до последнего нищего, принял участие в его строительстве.

Благотворительность была одной из форм благочестия, и каждый почитал за честь, а не за обязанность внести свою лепту денежным вкладом или посильным трудом. Первый камень собора был заложен папой Александром 111 в 1163 году. Потребовались годы, чтобы возвести нефы, и, наконец в 1200 году, уже при епископе Эде де Сюлли, бьш закончен фасад, хотя строительство башен продолжалось вrшоть до 1245 года. Затем, под руководством архитектора Жана де Шелля, приступили к постройке капелл в боковых нефах и на хорах. Около 1250 года бьш закончен фасад с северной стороны трансепта, тогда как строительство фасада с южной стороны началось лишь восемь лет спустя. Можно сказать, что собор бьш завершен к 1345 году. Его строили почти 180 лет.

Разрушения, вызванные временем, людьми, трагедиями бесконечных войн, в течение многих веков искажали первоначальный облик церкви. Мощный и величественный, в идеальной гармонии стиля и формы, фасад собора разделен по вертикали пилястрами на три части, а по горизонтали - галереями на три яруса, из которых нижний имеет три глубоких портала. Над ними идет аркада, называемая Галереей Королей, с двадцатью восьмью статуями, представляющими королей Израиля и Иудеи. Народ, который видел в них образы ненавистных французских королей, низвергнул их в 1793 году, но впоследствии во время реставрационных работ, на самой последней стадии, они снова заняли свои прежние ниши. Собор, построенный в основном в романском стиле, сохраняет всю мощь и царственность старинной христианской базилики, но в то же время, по определению Гюго, «это уже не храм романского стиля, но это еще и не вполне готический храм».

Собор Парижской Богоматери, вмещающий до девяти тысяч человек, почти квадратный по форме: 41 м в длину, 43 мв высоту. Из двух башен собора левая немного шире, чем правая. По первоначальному проекту они должны были быть увенчаны островерхими шпилями. При строительстве, как только высота башен достигла 69 метров, было решено от них отказаться, чтобы не нарушать уже создавшейся гармонии пропорций. Западный фасад собора как бы разделен на три этажа простыми, ясными горизонтальными линиями. Первый этаж состоит из трех порталов - центрального и двух боковых. По своим размерам центральный портал явно отличается от двух других.

Различие боковых не столь очевидно, хотя и несомненно. Избавляя глаз от строгой монотонности и создавая при этом впечатление симметрии, оба боковых портала в то же время не одинаковы по размерам и по форме. Левый - ниже и завершается не аркой, как правый, а острым углом треугольника. Внутреннее поле фронтона портала святой Анны - самое древнее из трех, украшающих собор. Скульптурное украшение всего фасада датируется XIII веком, то есть временем окончания строительных работ. Обычно, следуя средневековой традиции, скульпторы принимались за работу одновременно со строителями. Но от начала строительства прошло около двухсот лет, скульптуры, приготовленные для украшения фасада, казались архаическими уже в то время, и их решили заменить, за исключением тимпана портала святой Анны.

«Порталы - преддверие рая», - по представлениям Средневековья. Поэтому, по традиции, центральный портал главного фасада обычно посвящался сценам Стращного Суда. На тимпане центрального портала собора Парижской Богоматери изображен Христос, взвещивающий дущи усопших и отделяющий праведных от неправедных. Внизу, у основания аркатур, скульптурные изображения Ада и Рая. Если Ад легко узнаваем, так как всегда проше передать адские муки, чем райское блаженство, то изображение Рая ограничено буквальной иллюстрацией строфы из Евангелия от Луки: «Умер нищий и отнесен бьm Ангелами на лоно Авраамово». Фигуры Христа благословляющего, двенадцати апостолов, дев мудрых и неразумных - копии, вышедшие из реставрационных мастерских Виоле-ле-Дюка.

В нише одного из простенков - скульптурное изображение святого Марселя, попирающего дракона (копия; поврежденный оригинал находится в музее Клюни). Как рассказывает легенда, некое чудовище по ночам выползало из Сены и пожирало на кладбище трупы. Испуганные парижане просили заступничества у своего пастыря. Святой Марсель изображен в тот момент, когда он поражает посохом чудовише, выползающее из могилы. Левый портал также обрамляют арки со знаками Зодиака, которым соответствуют барельефы с изображением сезонных работ. Эти сельские картины дополняет декоративный скульптурный орнамент, в котором впервые стилизованное изображение листьев аканта и привычные пальмы уступили место листьям щиповника, дуба или винограда.

Находящийся под знаком Водолея месяц январь изображен в виде огромной сидящей на хвосте рыбы. Рядом - плывущий по морю корабль; февраль - под знаком Рыбы - в виде греющегося у камина человека; март под знаком Овна - в виде крестьянина, подрезающего виноградник; апрель под знаком Тельца - изображение человека в саду; май под знаком Близнецов - в виде юноши, держащего в правой руке цветок, в левой - птицу; июнь под знаком Льва (должен быть после Рака) - в виде крестьянина, несущего на плече охапку сена; июль под знаком Рака - в виде крестьянина, натачивающего косу; август под знаком Девы - в виде жнеца, косящего траву; сентябрь под знаком Весов - в виде виноградаря, давящего в чане виноград; октябрь под знаком Скорпиона - в виде сеятеля, бросающего семена в борозды; ноябрь под знаком Стрельца - в виде крестьянина, пасущего под дубом свиней; декабрь под знаком Козерога - в виде крестьянина, закалывающего борова. Западный портал собора украшают также барельефы с изображениями двенадцати добродетелей, которым соответствуют двенадцать пороков. Главной добродетелью считалась вера - изображение Креста на щите.

Главным пороком - идолопоклонство, изображенное в виде коленопреклоненного перед женщиной мужчины (когда-то на месте женщины бьшо изображение идола). Надежда - щит с изображением Креста, ей противопоставлено отчаяние в виде человека, пронзающего себя шпагой. Милосердие изображено в виде кроткой овцы, жадность - в образе человека, погрузившего руки в ларец с драгоценностями, целомудрие представлено горящей в пламени саламандрой, сладострастие должно бьшо изображать куртизанку, держащую перед собой зеркало (сейчас едва различимо). Осторожность изображена в виде змеи, безрассудство - в образе сумасшедшего, бегущего по деревне. Смирение - в виде голубя, а гордость - в образе всадника, падающего с лошади, мужество - в виде льва, трусость - в образе человека, испугавшегося зайца и бросившего шпагу, терпение - в виде вола, нетерпение - в виде человека, бьющего монаха, кротость- в виде агнца, жестокость- в образе дамы, пинающей прислужника. Оливковая ветвь олицетворяла согласие, а дерущиеся мужчина и женщина - раздор.

Послушание изображено в виде коленопреклоненного верблюда, бунт - в виде человека, угрожающего епископу, постоянство - в виде короны, непостоянство - в образе монаха, покидающего монастырь. Над порталами горизонтальной линией вытянулась галерея Царей со скульптурными изображениями двадцати восьми Царей Иудейских (копии- за образцы были взяты сохранившиеся скульптуры на соборах Шартра, Реймса и Амьена). Над галереей Царей - скульптуры Богоматери и двух ангелов, ореолом которым служит круглое окно-роза тончайшей работы мастеров по камню и по цветному стеклу (копии, созданной в реставрационных мастерских Виолеле-Дюка). Реставраторами были проделаны сложнейшие предварительные исследования, каким способом средневековые мастера восстанавливали розетки в том виде, в каком они бьши в XIII веке. В 1741 году цветное стекло витражей собора бьшо заменено прозрачным, одноцветным.

Когда-то ангелы держали в руках подсвечники. Каждую Страстную Пятницу две огромные свечи горели всю ночь, освещая западный фасад. Слева от скульптурного изображения Богоматери находилось помещение, предназначенное для звонаря. Справа - убежище для всех, кто его искал. Достаточно бьшо дотронуться до железного кольца при входе, чтобы сразу же стать неприкосновенным для преследователей. Стрела собора (более 90 м), снесенная в 1793 году, бьша восстановлена в мастерских Виоле-ле-Дюка. У ее основания скульптурные изображения двенадцати апостолов. Полагают, что им бьши приданы черты реставраторов мастерской Виоле-ле-Дюка. Совершенно достоверно, что моделью для апостола Фомы, покровителя архитекторов, послужил сам Виоле-ле-Дюк.

В центральном ярусе находится ажурное окно-роза 1220-1225 годов, диаметром около 10 м. По обеим сторонам его расположены два огромных парных арочных окна . Скульптурный декор центрального яруса образуют статуи Мадонны с младенцем в окружении ангелов - в центре; Адама и Евы - по краям. Выше идет галерея из узких, переплетающихся вверху аркатур, объединяющая две боковые башни, которые так и не бьши завершены, но даже без шпилей они завораживают зрителей своими стрельчатыми парными окнами. Поднявшись по темной и крутой лестнице, оказываешься на террасе, охватывающей одну из двух башен собора, где помещены химеры. Скорей всего, дуалистическое мировоззрение. средних веков не могло мыслить храм вне злых дьявольских сил . Внутри храма им нет места, и вот они роятся вокруг его стен, изнемогая от невозможности попасть внутрь.

Виоле-ле-Дюк дал волю своей фантазии: он создал ирреальный мир химер - демонов, смотрящих иронично и задумчиво на раскинувщийся далеко внизу город; фантастических и чудовищных птиц; гротескных фигур злобных монстров, выглядывающих из самых неожиданных мест. Взгромоздившись на готический пинакль, спрятавшись за шпилем или повиснув над выступом стены, эти каменные химеры существуют здесь целые века - неподвижные, погруженные в раздумья о судьбах человечества, копошащегося там, внизу. Собор, как это бьvю принято в Средневековой Франции, бьm центром и духовной, и общественной жизни столицы. Под его сводами устраивались празднества, заключались разного рода сделки, перед далекими путешествиями оставлялись на хранение драгоценные вещи.

В средние века площадь перед собором бьmа застроена лавочками, мастерскими ремесленников. Вечерами булочники имели обычай здесь распродавать по дешевым ценам оставшийся хлеб и битые яйца. 8 сентября в день Рождества Богородицы на соборной площади устраивались луковые и цветочные ярмарки, в последний день Великого поста -ветчинная ярмарка ... При короле Иоанне Добром парижане дали обет каждый год приносить к собору свечу длиною в город. Даже в то время весь Париж размешался на нескольких небольших островах, и потому свеча была очень длинная. Город разрастался, и с начала XVII века свеча бьmа заменена лампадой в форме корабля, геральдического знака Парижа. 1 мая на площади перед собором собиралась корпорация парижских ювелиров, приносивших в дар Богородице зеленое молодое деревце. В 1638 году, в знак благодарности за появление долгожданного наследника, король Людовик XIII приказал возвести новый центральный алтарь и украсить хоры собора. Древний готический алтарь был заменен новым, тяжеловесным.

Пьедестал скульптурной группы «Оплакивание», был украшен бронзовым барельефом «Положение во гроб», работы Ван Кт~ева. По обеим сторонам - короли Людовик XIV и Людовик XII I. Король протягивает Богоматери корону и скипетр. С 1987 года здесь установлена посеребренная купель работы грузинского православного скульптора-ювелира Гуджи. Во время Великой французской революции собор был сильно поврежден. Многие скульптуры разрушили, одни за то, что бьши в митрах, другие - за то, что их головы венчали короны. Церковная утварь и колокола пошли на переплавку. В соборе устроили продовольственный склад, затем бьшо принято решение о его продаже с торгов (одним из предполагаемых покупателей бьш французский социалист-утопист Сен-Симон), одно время его предполагалось снести совсем. В период революции собор превращают в храм Разума, в нем даже устраивают «всенародное празднество в честь Разума».

Богиню Разума изображала балетная танцовщица Тереза Анжелика Обри, которую, по словам И.А Бунина, заставили играть «самую дикую и постыдную роль в кощунстве еще более неслыханном, чем все прочие». Собор вновь становится действующим в правление Наполеона Бонапарта. 2 декабря 1802 года в нем состоялась церемония его коронования. За всю историю страны только Наполеон 1 и английский король Генрих VI бьши коронованы в Нотр-Даме. В середине XIX века собор пришел в полное запустение. Его практически спас роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», опубликованный в 1831 году. После выхода книги имя писателя стало неотделимо от парижского собора настолько, что даже своей формой, как кажется многим, он напоминает начальную букву имени Гюго - «Н».

Во время парижской Коммуны коммунары устроили в центре Нотр-Дам костер и собирались его поджечь. В последний момент один из них предупредил об опасности: собор был спасен и на этот раз. Парижане убеждены, что это бьш один из скульпторов, работавший в Соборе и выдававший себя за одного из коммунаров. Он убедил своих «соратников» не разрушать собор, хранящий не одну тайну и способный навлечь беду на всех них.

Е.Чекулаева

Опубликовано 16 Apr 2019 01:22 pm

Добро пожаловать !

САН-ТУР
предлагает Авторские туры по всему миру!

Огромный выбор уникальных и индивидуальных путешествий
представлен на сайте:
VIP-туры, SPA-туры, свадебные церемонии, туры на Формулу 1, организация корпоративных поездок, семинаров, конференций по всему миру; тематичесиий отдых для взрослых, морские и речные круизы, туры выходного дня, романтический отдых, путешествия по России, Новогодние туры; пляжный, эксурсионный, семейный и детский отдых.

Аренда
автомобилей по всему миру, яхт, островов, самолетов, вертолетов
.

Организация
охоты, рыбалки
.

Обращаясь в компанию
САН-ТУР
Вы осуществите свои мечты!!!

Многие наши клиенты рекомендовали нас своим друзьям
и близким в качестве надежного партнера по выбору отдыха
и поддержке во время путешествий.

Мы заботимся о каждом нашем клиенте и обеспечиваем поддержку
в любой точке земного шара.

ООО САН-ТУР
125252 г. Москва, ул. Зорге, д. 18

Контакты

Email:
info@santour.ru
т. +7 (985) 774-37-38
+7 (495) 774-37-38
WhatsApp + 7 (985) 774-37-38
Часы работы офиса

Пн - Пт: 10:00 - 19:00
Сб: 10:00 - 17:00



Согласие на обработку персональных данных

Все материалы и цены размещенные на сайте, носят информационно-справочный характер и не являются публичной офертой.

Все фотографии и видео найдены в сети интернет в свободном доступе из открытых источников и носят исключительно иллюстративный характер.

© Copyright 2024 Santour


џндекс.Њетрика

Top.Mail.Ru