Туристическая компания САН-ТУР, г.Москва, ул. Зорге 18, +7 (495) 774-37-38, (495) 760-42-20, +7 (495) 795-3191, 795-30-99
   Контакты | Отзывы | Новые туры | Туры на Новый год | Мы ВКОНТАКТЕ | Мы в Twitter | Мы на Facebook | | Instagram
Бесплатный звонок в офис (Skype)
КОНТАКТЫ

Оплата кредитной картой

Оплата картой курьеру

125252 г.Москва, ул. Зорге, 18

+7 (495) 774-37-38
+7 (495) 795-31-91
+7 (495) 795-30-99
+7 (495) 760-42-20
 info@santour.ru

 
 
 

Среди народных праздников Масленица занимает особое место, этот праздник не имеет прямых аналогий у других народов. Очень интерсно узнать историю возникновения праздника, его характерные особенности.

В древности, когда русские люди ещё были язычниками, отмечался праздник весеннего солнцеворота. Его праздновали в то же время, когда сейчас отмечают Масленицу. Отмечали конец зимы. Кроме того, 24 февраля был праздник бога скотоводства и земледелия. В древности было время, когда на Руси встречали и Масленицу, и Новый год в одно и то же время. Масленицу праздновали тогда, когда провожали старый год. В XIV веке перестали встречать Новый год в марте. Масленица же по-прежнему оставалась одним из самых важных праздников в России. Сегодня Масленица не связана с Новым годом, но она связана с Великим Постом.

Её всегда празднуют на последней неделе перед Великим постом. Срок Великого Поста зависит от передвижного церковного календаря, и поэтому даты Масленицы тоже передвижные. В старину праздновали 14 дней, но попытка уничтожить праздник привела к тому, что его продолжительность сократилась. Обычно Масленица приходится на конец февраля - начало марта. Но Масленица старше поста. В Масленицу русские провожают зиму и встречают весну - это её самая главная традиция. Масленицу всегда очень любили, потому что зимой люди тосковали по солнцу, а Масленица означала приход солнца и весны. А это значит, что придёт новый земледельческий год, будет новый урожай, и будет продолжение жизни.

Обрядовая еда

Масленица - это время блинов. В течение масленичной недели люди едят всё, кроме мяса. По православному обычаю, было запрещено есть мясо, но на этой неделе разрешалось есть продукты, сделанные из молока. Православное название этой неделе - „мясопуст“. Но существует ещё несколько вариантов названия недели. Одни названия происходят от слова „масло“, например „Масленица" и „Маслёна“. Другие названия тоже связаны с едой, например „Сырная седмица", „Блиноед“. Это подчеркивает то, что на Масленицу нужно много есть, ведь это последняя неделя перед постом. Везде пекут блины. Во время поста нельзя есть масло, молоко, яйца, т.е. именно то, что есть в блинах. Поэтому блины едят перед постом, на Масленицу. Они стали самым основным символом Масленицы. Русская пословица говорит: "Без блина не Маслёна, без пирогов не именин". Существует много пословиц, связанных с блинами. Вот несколько примеров:

Блинцы, блинчики, блины, как колесе у весны.
Где блины, тут и мы.
Блин не клин - брюха не расколет.
Блин хорошо не один.
Масленица идёт, блин да мёд несёт.

Недаром блины так популярны. Печь блины - недорого, и они вкусные. Есть много рецептов, но обычно пекут блины из пшеничной муки. Однако по традиции масленичные блины не обязательно были пшеничными. Блины из гречишной муки были особенно распространёнными. Такие блины были толстыми и немного кисловатыми. Блины делали ещё из ржаной, овсяной, ячменной муки. Они могли быть большие и маленькие, толстые и тонкие. Разные типы блинов назывались по-разному, например, блинцы, блинчики. Всё зависело от того, из какого теста их делали и какой формы выпекали: часто собственно блинами назывались те, что выпекались из кислого опарного теста; приготовленные из пресного теста на молоке и яйцах - это блинчики-, маленькие пышные из пшеничной муки - оладьи; а из ржаной муки - блинцы“.

На масленицу пекли все виды блинов. Вот как написано в книге "Народные праздники, игры и развлечения" о том, как хозяйки меняли масленичное меню: „В первый день - блинища, во второй - блины, в третий - блинцы, в четвертый - блинчики, в пятый - блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины". Это лишь пример, каждая хозяйка решает сама, когда что готовить. Блины едят с различными начинками: с икрой, с рыбой, с джемом, со сметаной, с творогом, с яйцами. Но они вкусны и без всего. Блины действительно больше всего едят на Масленицу. Но кроме блинов готовят и другие блюда в большом количестве.

Говорят, что если стол в это время богатый, будет богатым и урожай. И ещё говорят: „Чем больше блинов съешь, тем год ладнее будет". О связи обильной еды и богатого урожая можно услышать и в Рождество и в Новый год. Авторы „Большой Энциклопедии России" отмечают, что много едят на Масленицу, именно потому, что раньше именно в это время встречали Новый год, и объедание - остаток того времени. Можно также предположить, что обильная еда на Масленицу - это возвращение к первоначалу. А такое возвращение - признак каждого праздника. Это по аналогии с теориями М. М. Бахтина о народных праздниках. На праздниках меняется общество, оно находится в состоянии хаоса (первоначала). И. М. Снегирёв и другие авторы рассматривают блины, как древний хлеб.

Поэтому блины символизируют первоначало в Масленице. Суеверия и ритуалы также были связаны с тем, как готовить блины на Масленицу. Того, кто ставил тесто, никто не должен видеть. Это делалось втайне. Тесто ставили вечером в воскресенье перед первым днём Масленицы. Это делали "при восходе месяца" или „после того, как на небе зажгутся первые звёзды". Одни замешивали тесто дома, другие делали это под звёздами, у реки, озера или колодца. Вода также должна быть в тесте. Воду собирали из растаявшего снега и потом на ней делали тесто. Также можно было собирать снег вечером, когда светит месяц, а потом такую воду добавляли в тесто. Когда разводили тесто, говорили: „Месяц ты месяц, Золотые твои рожки! Выглянь в окошко, Подуй на опару". О других обрядовых качествах блинов говорит пословица „На Масленице первый блин - за упокой". Этот завет выполнялся по-разному в разных местах. Очень распространённым был обычай давать первый блин бедным, и потом они просили за умерших. Иногда делали по-другому: люди дарили иконе первый блин. Или клали блин на окошко в потолке, чтобы подарить его душам предков. Блины символизируют солнце и весну, потому что они похожи на солнце: они круглые, горячие, жёлтые. Как часть масленичного празднования иногда готовили ритуальные блины. Эти блины не просто символизировали солнце, они олицетворяли его.

Название праздничных дней в масленницу

Масленица продолжается целую неделю. С этой неделей и с каждым днём связано много обычаев. Одни обычаи связаны с определённым днём, другие - со всей неделей. Рассмотрим, что же происходит каждый день на масленичной неделе. Праздник начинается в понедельник и достигает своей высшей точки в воскресенье. Воскресенье перед Масленицей называлось "мясное заговенье". Тогда собиралась семья на обед, где ели мясо в последний раз перед постом.

Многие считали, что это начало Масленицы. За неделю до Масленицы к ней готовились: покупали продукты, убирали дома. Во Владимире зажигали костры в деревне, чтобы приманить Масленицу, ещё за две недели до праздника. Понедельник, вторник и среду называли „Узкой Масленицей", потому что в эти дни принимали участие в гуляниях и играх только дети, подростки и молодожёны. В четверг начиналась „Широкая Масленица", в которой участвовали уже все. Каждый день масленичной недели имеет своё название: Понедельник- „Встреча Масленицы“ или „Гостевой понедельник“ Всю Масленицу люди ходили друг к другу, и угощали друг друга блинами.

В понедельник утром свекровь по традиции принимала у себя невестку и учила сё выпекать блины. А вечером свёкор и свекровь приходили в гости к невестке, которая пекла им блины. Молодые люди делали куклу-Маслсницу и возили её по деревне. Потом ставили её на снежной горке и катались с гор. Катаясь, дети здоровались с Масленицей. Они пели песни и выкрикивали тирады. Например: „Масленица, Масленица! Мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся!" или "Приезжай к мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться".

Также в первый день Масленицы дети водили хоровод по деревне и пели песни, и за это их угощали блинами. Поэтому понедельник называли и „детской Масленицей". Вторник - „Заигрыш “ Во вторник катались на санях, проходили народные гулянья с балаганами и театральными представлениями во многих деревнях и городах. Часто во вторник устраивали маскарады, ряженые заходили в гости к соседям и друзьям. Иногда говорят, что вторник назвали „Заигрыш", потому что тогда начинают играть. Но на самом деле весёлые праздничные игры не обязательно начинаются во вторник. Среда - „Лакомка ", „ Тёщины блины “ Печь блины - характерный признак среды.

Если не могли испечь много блинов на Масленицу, то всё-таки обязательно пекли и ели их в среду. В богатых домах накрывали богатый стол и ели также другие блюда. В деревнях часто варили пиво в этот день. В среду тёща приглашала к себе зятя на блины. Она угощала его как можно лучше, чтобы он помнил угощение весь год. Также существовала традиция мазать голову зятю маслом, чтобы он был с женой ласковым. Для многих молодых пар эго посещение дома жены было первым после свадьбы. В некоторых местах „тёщины блины" бывали в пятницу.

Четверг - „Разгуляй", „Перелом" или „Широкий четверг" В четверг устраивали большие гулянья. Во многих местах в четверг проходили кулачные бои и взятие снежного городка. Пятница - „ Тёщины вечёрки “ В этот день зять устаивал „вечёрку" для тёщи. Накануне он сам приглашал сё на блины или делал это через посыльных. Тёща присылала ему всё необходимое для блинов: сковороду и продукты. В пятницу к молодому супругу приходил и дружка с его свадбы, чтобы помочь печь блины.

Суббота - „ Золовкины посиделки “ В субботу гости приходили к молодой невестке. Это были её подруги и сёстры мужа. Воскресенье - „ Прощанье ", „ Целовальник ", „ Проводы " Последний день Масленицы отмечали широко. В воскресенье провожали Масленицу, а после этого по традиции просили друг у друга прощение. А потом мылись в бане. М. Забылин пишет, что „по окончании Масленицы все идут в баню" (Забылин, 1880, с. 46).

Прощение - это часть православной подготовки к Великому посту, которая происходила в пять предшествовавших ему воскресений. В последнее воскресенье нужно было подумать о греховности и суетности мира и простить друг другу грехи. Поэтому этот день называли „Прощёное воскресенье".

Прощение просили у всех: у родных, знакомых, незнакомых, тех, кого обидели, и тех, кого прощать было не за что. Также ходили на кладбище, чтобы просить прощение у мёртвых. На могилах оставляли блины. Специально ходили в гости, чтобы просить прощение, а также просили прощение у тех, кого встречали на улице. Молодые сначала просили прощение у старших, а потом, наоборот. Они целовали друг друга и говорили:

-Прости меня, пожалуйста.
-Бог тебя простит!
или
-Прости, Христа ради, в чём я перед тобой согрешил.
-Прости и ты меня. или
-Прости, сними с меня вину.
или
-Прости меня, грешного, на Великий пост!.




 

Раз в неделю мы отправляем дайджест с уникальными подборками выгодных туров и самыми популярными статьями о туризме и путешествиях. 

Будет интересно, 
подписывайтесь!





Яндекс.Метрика