Современное искусство в Лувре Франция

Современное искусство в Лувре Франция
Современное искусство в Лувре Франция

Франция
одна из тех стран, где рождались многие художественные течения, шедшие поначалу вразрез с официальным искусством и лишь затем получавшие всеобщее признание.

В XX веке Франция стала подлинным центром современного искусства.

Однако в музейной сфере понимание современного искусства складывалось непросто, был период расхождения между современным художественным процессом и формированием государственных музейных коллекций.

Так, во второй половине XIX начале XX века произведения импрессионистов, постимпрессионистов, а затем фовистов, дадаистов и сюрреалистов не имели доступа в коллекции государственных музеев они не были представлены в Салонах.

Известно, что даже если такие полотна попадали в музей в результате дарения, они обрекались на многолетнее пребывание в запасниках.

Такова, например, судьба коллекции работ импрессионистов, подаренной Лувру в конце XIX века коллекционером художником Г. Кайботом, который был знаком с авторами многих из собранных им полотен.

Существовавший в Париже сначала в Люксембургском дворце, а потом во дворце Токио музей живых художников (затем музей современного искусства) также приобретал работы только в Салонах.

Начало серьезных изменений в музейной политике относится к периоду, наступившему после Второй мировой войны.

Тогда, в 1947 году силами парижского музея современного искусства на юге Франции, в Авиньоне, в папском дворце открывается первая крупная выставка современного искусства.

С этого момента начинается победоносное завоевание современным искусством французской провинции (первый из открытых музеев музей в Сент-Этьене, 1954 г.).

Национальный же музей современного искусства в Париже влачил довольно скромное существование еще на протяжении 1950-х 1960-х годов.

Попытками переосмыслить концепцию музея современного искусства стоит считать как первую междисциплинарную выставку К истокам XX века, проведенную музеем в 1960 г., так и многочисленные проекты возможного перенесения музея из дворца Токио в новое здание, которое более отвечало бы духу этого учреждения.

Новый этап не только жизни Национального музея современного искусства в Париже, но и развития всего музейного дела в мире это открытие в 1977 году междисциплинарного Центра современного искусства им. Ж. Помпиду, частью которого является и музей.

С этого момента Франция становится в ряды лидеров в осмыслении современного искусства.

Когда же в 1986 году старый вокзал дОрсэ принимает коллекции искусства 1848 1914 годов, кажется, что презентация мировой истории искусства в столице Франции осуществляется тремя музеями, имеющими статус национальных, а у старейшего из них, Лувра, так долго сопротивлявшегося новациям, пути с современным искусством навсегда разошлись.

Однако начало нового, XXI века, опровергло подобные предположения.

Лувр, один из крупнейших универсальных художественных музеев мира, активно и смело расширявший свои коллекции и в конце века XX (достаточно упомянуть создание отдела искусства народов Африки, Азии, Океании и обеих Америк), в наши дни вступает в эпоху интереса к современному искусству.

Этот поворот связывают с именем А. Луарета, ставшего новым директором-президентом Лувра в 2001 году.

А. Луарет, специалист по искусству XIX века, до этого возглавлял музей дОрсэ.

Новый директор убежден, что статус музея универсального, представляющего искусство всех времен и цивилизаций, обязывает Лувр обращаться и к современному искусству.

Контакты Лувра с современным искусством завязывались постепенно.

Один из первых шагов приглашение в Лувр в 1947 году П. Пикассо.

По предложению занимавшего тогда пост директора музеев Франции Ж. Салля художник, придя со своими картинами, примерился к возможности их расположения рядом с шедеврами, представленными в Лувре полотнами из цикла, посвященного жизни Св. Бонавентуры Фр. Сурбарана, Алжирскими женщинами Э. Делакруа и Мастерской и Похоронами в Орнане Г. Курбе.

Вскоре делается и еще один смелый шаг полотнами другого современного художника, Ж. Брака, в 1952 году декорируется плафон зала Генриха II в Лувре118.

Новые значительные начинания в освоении Лувром современного искусства связаны с именами двух предшественников А. Луарета на посту директора Лувра: М. Лаклота (1987 1994) и П. Розенберга (1994 2001).

Так, в 1990 году отдел Графики Лувра начинает программу Parti Pris (Предвзятое мнение).

Ее кураторами становятся крупные деятели современной культуры (не только французы), но не историки искусства.

С каждым новым именем связана выставка и многочисленные мероприятия, сопутствующие ей.

Среди кураторов философ Ж. Деррида, режиссер П. Гринуэй.

В ноябре нынешнего, 2009 года, эта традиция продолжается новой программой Лувр приглашает Умберто Эко, имеющей подзаголовок Соблазн списка.

Встречи с писателем, концерты старинной музыки дополняются очередной выставкой отдела графики, где представлены как работы старых мастеров, так и современных художников.

Тематически все произведения будут связаны с темой списка, перечня, череды красок, мест, букв, цифр, предметов, слов.

Как утверждается в аннотации к грядущей выставке, список всегда помогает пронумеровать, сосчитать, процитировать, классифицировать, повторить, увековечить Многие художники обращаются к нему в целях воссоздания прошлого, в энциклопедическом смысле, из любви к игре слов и способам комбинирования или как к материалу для графических экспериментов119.

Безусловно, эта тематика выросла из всего литературного наследия У. Эко, именно она стала центральной в его последнем романе Таинственное пламя царицы Лоаны.

В 2000 2002 годах в Лувре прошел ряд крупных концептуальных выставок, представивших творения разных эпох, в том числе и современного искусства.

Именно тогда статус произведений искусства, достойных быть представленными в Лувре, впервые обретают фотография и видео.

Среди таких выставок, куда стали приглашать и современных художников, следует упомянуть: 2000 ans de crйation. Daprиs l Antique (2000 лет творения. Следуя Античности), посвященную влиянию античного наследия на дальнейшее развитие искусства,

Copier-Crйer (Копировать-Создавать), познакомившую публику с 300 произведений, вдохновленных шедеврами Лувра, Lempire du temps.

Mythes et crйations (Империя времени. Мифы и творения), размышлявшую над соотношением времени и произведением искусства Две продолжавшие друг друга Posseder et detruire (Обладать и разрушать) и Peinture comme crime (Живопись как преступление, поставившие антропологический вопрос истоков рационального и сексуального в западной культуре.

Все эти выставки проходили в сотрудничестве с другими музеями, в первую очередь с дОрсэ. Они не вторгались в ткань основной музейной экспозиции и чаще всего разворачивались в обширном подземном холле Наполеона. Придя в музей в 2001 году, А. Луарет решил расширить присутствие современного искусства, в штате Лувре появилась должность ответственного за его популяризацию (на сегодняшний день это главный хранитель М.-Л. Бернадак). Главным изменением во взаимоотношении Лувра с современным искусством с этого времени стало активное его проникновение, пусть и временное, в основную экспозицию.

На сегодняшний день основной программой популяризации современного искусства в Лувре является Контрапункт 120. Каждый раз это не просто организация выставок работ современных мастеров, это попытка завязать диалог между музеем традиционным с признанными шедеврами и современным искусством. Произведения современных художников, как это теперь часто принято в классических художественных музеях, вкраплены в постоянную экспозицию.

Первый Контрапункт (ноябрь 2004 февраль 2005) был посвящен живописи, второй (декабрь 2005 февраль 2006) декоративно прикладному искусству, в первую очередь, фарфору, и третий (апрель июнь 2007) скульптуре. Следуя принципу диалога между прошлым и настоящим, современным художникам предлагалось самостоятельно найти место для своих произведений, и, как показывают материалы трех Контрапунктов, чаще всего они создавались художниками специально для выставки.

Помимо программ Контрапунктов, специалисты Лувра приглашают к сотрудничеству и отдельных известных мастеров современного искусства. Одна из нашумевших выставок последнего времени Ян Фабр в Лувре (апрель июнь 2008). Традиционно этот представитель фламандской новой волны показывает свои своеобразные произведения в залах живописи северных школ, противопоставляя свои творения шедеврам Я. ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, И. Босха и П.-П. Рубенса.

Любопытна и такая выставка Лувр приглашает комикс (январь апрель 2009). Лувр еще с 2005 года сотрудничает с издательством Futuropolis, специализирующимся на комиксах.

На протяжении целого ряда лет известные авторы комиксов выбирали отдельное произведение, зал или коллекцию Лувра и делали их важным элементом своей истории, затем комиксы издавались. А в 2009 году, наконец, Лувр представил работы мастеров комикса на отдельной выставке. Другой вид современного искусства, активно проникающий в Лувр в последние годы, это фотография.

Лувр стал привилегированным мотивом для многих современных фотографов, чьи выставки постоянно проводятся в начале XXI века в старейшем художественном музее страны. Надо признать, что начало активного взаимодействия Лувра с современным искусством достаточно неоднозначно воспринимается как в среде музейных специалистов, так и во французском обществе в целом. Это притом, что и сторонники, и противники новой выставочной политики Лувра в большей массе не чужды современному искусству.

Оно как таковое не вызывает негативного отношения во французском обществе. Вопросы вызывает целесообразность для Лувра заниматься еще и современным искусством, а также представление работ тех или иных современных мастеров в Лувре. Для выявления отношения в обществе к появлению современного искусства в Лувре обратимся к материалам опроса, проведенного известным Интернет-сайтом, затрагивающим вопросы развития искусства и музейной жизни (трибуна искусства). Мнения участников опроса разделились: есть и сторонники, и противники новой выставочной политики123. Противники проникновения современного искусства в универсальный музей отмечают, что в Париже исторически сложилась рецепция истории искусства в трех продолжающих друг друга хронологически музеях: Лувре, дОрсэ и Национальном музее современного искусства.

Есть еще музеи, находящиеся в ведении Мэрии Парижа, так же организующие выставки современного искусства. Противники политики нынешнего руководства Лувра спрашивают, зачем устраивать некое соперничество между этими многочисленными музеями. Вызывает обоснованную обеспокоенность и вмешательство произведений современного искусства в тщательно выверенную с научной и эстетической точек зрения постоянную экспозицию Лувра. Появление работ современного искусства рядом с шедеврами прошлого порой обескураживает и мешает наслаждаться тем, ради чего посетитель мог проделать длинный путь.

Предвкушая общение с прекрасным, он оказывается ввергнут в не всегда понятную, а чаще раздражающую игру воображения современного художника. Противники появления современного искусства в Лувре считают, что не имеет смысла продолжать расширять тематику коллекций крупнейшего французского художественного музея. Также многим участникам опроса показалось, что попытка соединить современное и традиционное приводит к созданию абсолютно искусственного коллажа, не дающего ничего нового пониманию ни старого, ни современного искусства. Более того, подобное соседство часто складывается не в пользу современного искусства. Любопытно, что и противники, и сторонники современного искусства в Лувре приводили чаще всего один и тот же пример неудачность размещения работ современного художника Фр. Руана в зале мастера школы Фонтенбло Приматиччо в рамках первого Контрапункта. Любопытно, что и те, кто высказались против такого соседства, отдают дань восхищения и уважения не только Приматиччо, но и Руану, но вне контекста с художником эпохи Возрождения.

Сам принцип объединения в одном экспозиционном пространстве работ разных эпох, вхождение работ современного художника в устоявшуюся экспозицию многими воспринимается как уже несколько устаревший прием, вызывавший интерес разве что в годы первой такой попытки со стороны П. Пикассо. Правда, картины Пикассо вошли в постоянную экспозицию Лувра в выходной день, когда музей был закрыт для публики, и результаты эксперимента смог увидеть только узкий круг друзей. В то же время, велико, судя по результатам опроса, и число тех, кто с воодушевлением относится к возможности организации диалога традиционного и современного. Первый и главный довод сторонников современного искусства в Лувре художники всегда были своими в Лувре, они питались в своем творчестве образами великих предшественников, когда-то именно они были привилегированной публикой художественного музея (во Франции в первую очередь Лувра). Показательно стремление и современных художников устраивать переклички с музейными шедеврами. Среди тех, кто принимает современное искусство в Лувре, многие полагают, что появление современного искусства в Лувр еще больше расширит аудиторию его посетителей. В значительной степени отрицательные отклики получила выставка Ян Фабр в Лувре. Неприятие выставки специалистами и посетителями Лувра вылилось в публикацию многочисленных материалов в прессе и в сбор подписей в Интернете под письмом, адресованным министру культуры К. Альбанель и президенту директору Лувра А. Луарету.

Противники экспонирования работ Я. Фабра в Лувре утверждали, что подобные выставки демонстрируют коммерческий спекулятивный характер современного искусства, абсолютно недопустимый в классическом музее. Превращая творения прошлого в часть своих инсталляций, Ян Фабр представляет их в карнавальном духе и мешает общаться с признанными шедеврами, волюнтаристски перекрывая их. Подводя итоги опыта взаимодействия Лувра с современным искусством, можно утверждать, что большинство специалистов и любителей искусства сходятся во мнении, что не имеет смысла образовывать в Лувре самостоятельный отдел современного искусства. Речь может идти только о политике временных выставок. Также большинство интересующихся соотношением традиционного музея и современного искусства полагают, что ответственным за организацию выставок современного искусства в универсальном музее надо строже относиться к отбору имен, произведений, больше внимания уделять выбору залов для их экспонирования.

И. А. Куклинова
Опубликовано 13 Oct 2022 07:11 pm

Добро пожаловать !

САН-ТУР
предлагает Авторские туры по всему миру!

Огромный выбор уникальных и индивидуальных путешествий
представлен на сайте:
VIP-туры, SPA-туры, свадебные церемонии, туры на Формулу 1, организация корпоративных поездок, семинаров, конференций по всему миру; тематичесиий отдых для взрослых, морские и речные круизы, туры выходного дня, романтический отдых, путешествия по России, Новогодние туры; пляжный, эксурсионный, семейный и детский отдых.

Аренда
автомобилей по всему миру, яхт, островов, самолетов, вертолетов
.

Организация
охоты, рыбалки
.

Обращаясь в компанию
САН-ТУР
Вы осуществите свои мечты!!!

Многие наши клиенты рекомендовали нас своим друзьям
и близким в качестве надежного партнера по выбору отдыха
и поддержке во время путешествий.

Мы заботимся о каждом нашем клиенте и обеспечиваем поддержку
в любой точке земного шара.

ООО САН-ТУР
125252 г. Москва, ул. Зорге, д. 18

Контакты

Email:
info@santour.ru
т. +7 (985) 774-37-38
+7 (495) 774-37-38
WhatsApp + 7 (985) 774-37-38
Часы работы офиса

Пн - Пт: 10:00 - 19:00
Сб: 10:00 - 17:00



Согласие на обработку персональных данных

Все материалы и цены размещенные на сайте, носят информационно-справочный характер и не являются публичной офертой.

Все фотографии и видео найдены в сети интернет в свободном доступе из открытых источников и носят исключительно иллюстративный характер.

© Copyright 2024 Santour


џндекс.Њетрика

Top.Mail.Ru